 |
Моя педагогическая философия
~ Говорят: учитель – это не
профессия, педагогика – это не наука, это образ жизни. И
действительно так. Ни в одной другой профессии нет такого единения
жизненной и профессиональной позиции человека. Возможно, моя
педагогическая философия и заключается в этом образе жизни.
~
Всем хорошо известно, что детям далеко не
безразлично, какой у них учитель. Они попросту делят своих учителей
на «хороших» и «плохих». «Плохих» учителей они терпят, к «хорошим»
тянутся, безгранично им доверяя. Интересно, к какой категории
относят меня мои ученики?..
~
Смотрю на вихрастого Димулю. На лице улыбка. Но
что за этой улыбкой? Вот подбежала Таня с очередным вопросом.
Стараюсь ответить, не потушив огонек пытливости. Ведь хотим мы или
нет, но детей нужно принимать таковыми, какие они есть, -
«почемучками»…
… Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать…
Андрей К.
~
Улыбка, вопрос… Я понимаю, что я им нужна, ибо их
запас знаний еще мал, жизненного опыта не хватает, а познать мир
хочется как можно скорее, прямо сейчас, а не когда-то там в будущем…
И я стараюсь быть рядом, помня слова А. Дистервега: «Самым важным
явлением в школе, самым поучительным предметом, самым главным
примером для ученика является … учитель».
~
Необходимой предпосылкой успешного
педагогического труда является любовь к детям, так как главный
вопрос жизни ребенка в любых ситуациях, в любом возрасте: «Любите ли
вы меня?». Я люблю своих учеников и тихих и шаловливых, и открытых и
замкнутых и стараюсь «воспитывать их любовью».
~
Всем известно, чтобы легко и просто «воспитывать
любовью», надо сознательно и целенаправленно развивать в себе самой
определенную позицию жизнелюба. Я люблю жизнь во всех ее
проявлениях, наслаждаюсь ею каждое мгновение и стараюсь постепенно,
исподволь передать все эти чувства и ощущения детям. Я учу детей
находить красоту в самом заурядном…
Ищи любовь на солнечной поляне,
Ищи любовь в стране надежд и грез,
Ищи любовь в оранжевом тумане,
Ищи любовь среди зеленых звезд.
Ищи в себе пристальным зорким взглядом,
Ищи в душе, копнув ее со дна,
Ищи любовь – она, быть может, рядом,
Ищи, она одна тебе нужна!
Ищи любовь, чтоб в ней гореть и греться.
Ищи любовь в мороз, жару и дождь,
Ищи любовь в полете вечном сердца,
Ищи и обязательно найдешь.
Ольга Мялова
~
В своей педагогической деятельности я
руководствуюсь принципами, сформулированными Ш. А. Амонашвили:
понимание ребенка, уважение личности ребенка, вера в безграничность
ребенка, в свои педагогические способности.
~
Я испытываю чувство глубокого удовлетворения от
общения со своими учениками, от проникновения в их своеобразный
детский мир, постоянно черпая в этих живых и нежных созданиях что-то
новое для себя, учась у них жизни. В то же время я стараюсь помочь
детям почувствовать их индивидуальное своеобразие, свою непохожесть
на других не как недостаток, а как определенную ценность.
~
Свои размышления хочу закончить следующим
утверждением: каждый учитель сам формирует свою педагогическую
философию – сплав жизнелюбия и оптимизма, высокого чувства
собственного достоинства, мастерства «высшего пилотажа» и стремление
к самосовершенствованию, чтобы достойно выполнить свою высокую
миссию, о которой говорил еще Аристотель: «Учителя, которым дети
обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители… : одни дарят нам
только жизнь, а другие – добрую жизнь».
Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Т. Кузовлева |