Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №12 г. Ишима"

Психолог

627755 Тюменская обл., г. Ишим,
ул. Первомайская, 92
Тел., факс: 8 (34551) 6 - 22 - 40

E-mail
:
sc12@list.ru

ВОРОНИНА
ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

ПЛАН работы
ПСИХОЛОГА
НА 2011 - '12 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Рекомендации родителям

Это необходимо делать


• Радуйтесь вашему сыну, дочке.
• Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
• Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.
• Установите четкие и определенные требования к ребенку.
• В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.
• Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
• Говорите четко, ясно.
• Будьте терпеливы.
• Сначала спрашивайте «что?», а что затем «зачем?» и «почему?».
• Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.
• Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
• Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.
• Чаще хвалите ребенка.
• Поощряйте игры с другими детьми.
• Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
• Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что-то делал по дому.
• Приобретайте диски с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
• Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и пр.).
• Регулярно водите ребенка в библиотеку.
• Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
• Не теряйте чувство юмора.
• Играйте с ребенком в разные игры.
• Чаще делайте что-либо сообща, всей семьей.
• Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес.
• Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания.

Не делайте этого!

• Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать, другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
• Не задавайте слишком много вопросов.
• Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
• Не заставляйте ребенка что-нибудь делать, если он вертится, устал, расстроен.
• Не требуйте слишком многого – пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату.
• Не поправляйте ребенка постоянно, то и дело повторяя: «Не так, переделай!».
• Не говорите: «Нет, она красная», лучше скажите: «Она синяя».
• Не критикуйте ребенка с глазу на глаз, тем более не делайте это в присутствии других людей.
• Не придумывайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.
• Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил, всех ваших чувств, абстрактных рассуждений и объяснений.
• Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу неожиданных скачков в развитии ребенка или некоторого регресса.
• Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми: ни с его братом (сестрой), ни с соседскими, ни с его приятелями или родственниками.
 

Родителям первоклассника
Будите ребенка спокойно.
Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.
1. Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача.
2. Не отправляйте в школу ребенка без завтрака. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то.
3. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?».
4. Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.
5. Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.
6. Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку.
7. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка.
8. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.
9. После школы не торопите ребенка садиться за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).
10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.
11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.
12. Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.
13. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.
14. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе! Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий
1. Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке. При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
2. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы). Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.
3. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.
4. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.
5. Работа должна идти в хорошем темпе - от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников.
6. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек. Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.

Психотерапия неуспеваемости
Правило первое: не бей лежачего.

«Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минуту.

Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься...

Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение.

Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале, ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть возможно более безличной: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами.

Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу.

Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»

Правило седьмое: техника оценочной безопасности.

Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели.

Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки.

Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться - главным средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифференцированного) оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила» и то, что ребенок сел за уроки вовремя и без напоминаний.

Правило десятое: оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках.

Очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте «линеечки», графики, таблицы и т. д., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

правила работы с агрессивными детьми

правила работы с гиперактивными детьми

правила работы с тревожными детьми

правила работы с аутичными детьми

Психологическое затруднение ребенка: гиперактивность
Появление гиперактивного ребенка в группе детского сада или в классе с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести урок (или занятие), вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает учителя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.
Отметим, что эффективность работы воспитателя и учителя будет во многом зависеть от выбранной ими стратегии. Первый шаг в решении проблемы уже сделан: гиперактивные дети выявлены. Важно согласовать единую тактику всех тех, кто общается с ребенком.
Важно отметить, что гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Вот только ситуация успеха для них как правило никем не создается. Как правило, авторитарный стиль и демократический малоэффективны в общении с гиперактивными детьми.
Провоцирующим фактором является расхождение в требованиях дома и в школе.
Запреты должны звучать лаконично и уверенно (очень конкретно и не более 10 слов) это не просьбы и уговоры, не увещевания и доводы, а краткое «нельзя!», «довольно!» и т.д.
Прежде чем делать такие запреты, стоит подумать, насколько они обоснованны. И еще: если запретов будет очень много, они потеряют свою эффективность.
Очень важен тактильный контакт (прикосновения, поглаживания). Тихие и ласковые слова.
Я вполне осознаю, что педагог работает с целым коллективом детей. Вместе с тем, по этой проблеме не существует « волшебного эликсира», требуется планомерная и индивидуальная работа заинтересованного человека.
Таким образом, работая с гиперактивными детьми, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого случая. И уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную линию поведения. Это, конечно же, очень ответственный шаг. Ведь при неверной стратегии, положение ребенка в детском коллективе и дома может только ухудшиться.
Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функцию. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Необходимо «выплеснуть» ее в приемлемой форме (на перемене, на физкультуре, в танце и пр.). Такому ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям.
Школьный урок продолжается 40-45 минут, и любой ребенок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2-3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.
Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.
В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять все требования (как говорилось выше). Выполнять задание и быть аккуратным. Поэтому в начале разумно понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие – повысить мотивацию).
Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.
Что касается тактильного контакта, то можно применять этот метод в школе тоже. С этой целью можно посадить ребенка рядом с учителем (за первую парту). Проходя по классу, педагог, в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включит» внимание. Взрослого избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.
Школьные программы, по которым учатся наши дети, усложняются год от года. Растет нагрузка на детей, увеличивается интенсивность занятий. Порой за 45 минут урока ученикам приходится сменить род деятельности 8-10 раз. Для детей без отклонений это имеет положительное значение, но гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует учитель. Поэтому взрослому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий. Учитель в школе за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить: «Осталось 3 минуты». На специальном стенде можно отметить основные моменты распорядка дня, очередность выполнения заданий, правила поведения. Можно использовать не только слова, но и символы. Вместо речевых команд, которые итак утомляют за день можно использовать сигнал (колокольчик, сигнал таймера и пр.). Ребенку объясняем, что предлагается сделать за указанный период времени. Если ребенок ошибается, это не значит, что для него все потеряно, Конечно же, мы даем ему понять, что он может исправить свою ошибку. У него все получится, Вы верите в него.
Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. Такой ребенок не умеет долго ждать, поэтому поощрения и наказания должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут. Один из вариантов поощрения – выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды. Чем наградить? (ориентируйтесь по рисунку на тему «Я счастлив и доволен», «Когда я счастлив»). Беседы на эти же темы. Речь идет не столько о материальных стимулах а, о базовых потребностях. В самый непредсказуемый момент поведения ребенка не реагируйте сразу, подождите несколько секунд (счет до 10). Избежав эмоциональной вспышки, вы избавите себя от чувства вины.

ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК: ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ И КАК БЫТЬ?
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, то есть эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожность может быть вызвана стрессовой ситуацией.
Тревожные дети обычно неуверенны в себе, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они не стремятся проявлять инициативу. Такие дети кажутся скромными, застенчивыми, а бывают и агрессивными. Однако их примерность или недисциплинированность носят защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание). В этом случае ребенок теряет уверенность в себе и собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоится, что он сделает что-нибудь не так.
Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы как завышенные требования со стороны родителей и педагогов, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство.
Еще один фактор, способствующий формированию тревожности – частые упреки, вызывающие чувство вины («Ты так плохо себя вел, что у меня заболела голова», «Из-за твоего поведения класс находится в отстающих»).
Не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании творческого мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.
Таковы отрицательные последствия тревожности. Однако их можно избежать, если педагоги и родители будут соблюдать следующие рекомендации.
Во-первых, необходимо обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности. Ребенка меньше ругать и больше хвалить, причем не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов.
Вторая рекомендация – щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка не велики.
Больше обращать внимания на обстановку, которая складывается в школе или дома. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности.

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Я пришел в этот мир
не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в это мир
не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
не для того, чтобы отвечать моим интересам,
не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но мы встретились и поняли друг друга, и  это прекрасно!

 

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость... Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает суще­ствовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Одной из наиболее частых причин обращений классных руководителей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специальной работы по формированию толерантности в школьной среде.

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Рекомендации по формированию толерантности
Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого молодого человека. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием.
Учитесь путем тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно, вырабатывайте психологический взгляд стороннего наблюдателя.
Становясь старше, все больше внимания обращайте на появление и преодоление своих возрастных и профессиональных стереотипов. Изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутренней работы и активности.
Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.
Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.
Не страдайте оттого, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир - единственный.
Взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулируют когнитивные и творческие процессы; больше общайтесь с разными людьми.
Будьте реалистами, не ждите легкости в процессе позитивного самоизменения, а главное, не ожидайте изменения окружающих людей, но при обнаружении изменений искренне порадуйтесь.
Если вы заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной. Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативному поступку (не «ты плохой», а «ты плохо поступил»).
Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать оптимальное решение. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости - извиняться.
Делайте выбор самостоятельно, помня, что никто не может нам навязать толерантные отношения, и если вы считаете их малоэффективными и психологически не готовы их принять, это ваше право.
Развивайте наблюдательность, воображение, учитесь понимать эмоциональное состояние другого, верно истолковывать его поведение.

Материалы Internet

Hosted by uCoz